Русское лото / Лотереи налог на прибыль

Как не «проиграть» во время лотереи

Авторы: Лариса Горбунова, директор налогового департамента, Ernst & Young; Екатерина Мухина, исполнительный директор, Налоговый департамент, Ernst & Young; Армине Павлеян, старший налоговый консультант, Ernst & Young

Если целью рекламного мероприятия является привлечение внимания к теме рекламы для неограниченного числа людей, стоимость его доли участия считается маркетинговой и нормируется для подоходного налога. При проведении агитационной лотереи рекомендуется вычитать НДС из нормированной суммы расходов, чтобы избежать споров с налоговыми органами.

Проведение рекламной акции (лотереи или конкурсы) является одним из методов обеспечения роста продаж. Участник мероприятия - клиенту предоставляется возможность принять участие в конкурсе, фавориты которого получают призы, или розыгрыш призов в рекламной лотерее.

Реализация рекламных лотерей регулируется Законом «О лотереях» (подпункт 2 пункта 3 статьи 3 федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ (далее - Закон № 138-ФЗ) ) и требует от компании соблюдения определенных критериев и требований. Проведение рекламных конкурсов по закону «О лотереях» не подпадает.

Налоговый учет затрат на мероприятия и документация, подтверждающая

- Размещение рекламы,

- изготовление брошюр, сборников,

- Аренда помещений для розыгрыша и раздачи призов,

- Подбор артистов на роль мероприятия и отдыха.

Теперь посмотрим, как мы учтем все эти расходы в налоговом учете.

Подоходный налог

Если целью рекламного мероприятия является привлечение внимания к теме рекламы для неограниченного числа людей, то стоимость ее содержания считается маркетинговой. Эти затраты могут быть устранены, в то время как некоторые виды маркетинговых расходов стандартизированы. В частности, к ним относится покупка (производство) премий в ходе общих маркетинговых кампаний - это прямо предусмотрено налоговым кодексом (пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации).

Существуют разные точки зрения в отношении других расходов. Так, например, согласно сообщению, опубликованному в письме Минфина России (письмо Минфина России от 30 ноября 2012 г. № 03-03-06 / 1/619), все расходы связаны с Проведение рекламной акции относится к стандартизированным видам рекламы. Как следует, они вычитаются в сумме, которая не превышает 1 процента от выручки от продаж. Это письмо является типичным шагом по отношению к налогоплательщику, поскольку Министерство финансов России ранее не признавало такие расходы по налогу на прибыль (письмо Министерства финансов России от 16 августа 2006 г. № 03-03-04 / 1/631 от 21 июня , 2005 № 03-03-04 / 4/3).

Однако на практике многие налогоплательщики отличаются от группы расходов на меры стимулирования, расходы, которые по определению можно отнести к ненормализованным. Например, например, реклама события в средствах массовой информации и в Интернете, аренда комнаты, изготовление брошюр и коллекций. Как оказалось, такое отношение не является безусловным, поэтому оно требует дополнительной документации (письмо Минфина России от 16 августа 2006 г. № 03-03-04 / 1/631 от 21 июня 2005 г. № 03- 03-04 / 4/3).

В остальном, организатор обязан публиковать годовой отчет о лотерее для СМИ один раз в год и публиковать его в Интернете. Если продолжительность лотереи составляет несколько месяцев, также требуется ежеквартальная отчетность (статья 9 статьи 20 Закона № 138-ФЗ; приказ Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 53н). Налоговое законодательство позволяет учитывать расходы на размещение в средствах массовой информации при проведении маркетинговой лотереи, а также расходы на проведение аудита в составе оставшихся расходов (п. 17, п. 20 п. 1 ст. 264 Налоговый кодекс Российской Федерации).

Чтобы избежать дилемм и принять во внимание стоимость проведения рекламных мероприятий, у компании должны быть документы, подтверждающие как факт расходов, так и тот факт, что рекламное мероприятие носит маркетинговый характер. Такие доказательства могут служить внутренними внутренними документами, например: рекламная политика, заказы на проведение лотерей и конкурсов, исследование динамики реализации в период предыдущих событий и так далее.

Передача товаров (работ, услуг), образующих премиальный фонд для стимулирования лотерей или конкурсов, является их фаворитами, признанными продажами и облагаемыми налогом (подпункт 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).

Оснований для освобождения от уплаты НДС при проведении рекламных лотерей не предусмотрено, так как такие меры недопустимы, но имеют предупредительный характер (ст. 7 Закона 138-ФЗ; пост. Президиум Высшего Арбитражного Суда России от 07.06.2012 № 15474/11, ФАС МО от 31.07.2012 № А40-7668 / 12-99-38 от 27.04.2010 № КА-А40 / 3999-10; определение Верховного суда об арбитраже от Федерация РФ от 11.19.2010 № ВАС-8505/10).

В то же время существует возможность вычета НДС, понесенного в связи с налогооблагаемой операцией.

Как мы уже отмечали, одним из наиболее распространенных вариантов стимулирования является проведение стимулирующей лотереи. Особенность этого вида лотереи заключается в том, что призовой фонд формируется за счет средств компании - организатора лотереи, и для допуска к участию в лотерее клиенту необходимо установить определенные критерии, например, покупку товара для определенное количество.

Поскольку рекламная лотерея проводится с целью рекламы продуктов, работ или услуг, ставка налога на доходы физических лиц в размере 35 процентов (статья 2 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации) использует ранее заработанную прибыль. При этом выигрыши и призы стоимостью не менее 4000 рублей не облагаются налогом (статья 287 Закона Российской Федерации о налогах).

Остается вопрос, будет ли компания, которая организует лотерею, признана налоговым агентом в случае прошлых выигрышей и призов или обязательства по расчету и уплате налога клиенту без помощи других лиц для переноса налогоплательщика - лотерея

Налоговый кодекс не содержит точного ответа на этот вопрос, но мнения по этому вопросу содержатся в пояснениях официальных органов. Так, например, Минфин России заявляет, что обязанность по исчислению и уплате НДФЛ с доходов, полученных налогоплательщиком от его роли в стимулирующей лотерее, возлагается на налогового агента (письмо Минфина России от 12.03.2013 № 03-04-05 / 9-203 от 19 января 2012 года № 03-04-05 / 9-33). В то же время администрация Федеральной налоговой службы России объясняет, что компания признается налоговым агентом по самым высоким выигрышам и призовам только в том случае, если она не зарегистрирована в собственности организатора лотереи в порядке, установленном законодательством ( письмо Управления налоговой службы России по г. Москве от 24 сентября 2007 г. № 28-11 / 90580).

Однако следует отметить, что бывшее Министерство финансов России придерживалось иного мнения, согласно которому получатель выиграл без уплаты других налогов (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 03- 04-05 / 1-342).

Решив основной вопрос признания налоговым агентом, компания снова столкнулась с реальной проблемой. Как правило, выигрыши в стимулирующей лотерее выдаются в неденежной форме, что означает, что налоговый агент не имеет возможности удерживать налог при выдаче выигрыша. Поэтому в такой ситуации обязанность по уплате налога вновь появляется у физического лица, и компания обязана взять на себя обязательство перед налоговым агентом, своевременно уведомив налоговые органы о невозможности удержать налог в установленный законом срок до февраля 1 год после отчетного периода. Кроме того, если сумма цены не превышает 4000 рублей, компания не обязана предоставлять налоговым органам информацию о таких доходах. Но не следует забывать, что даже в этом варианте компания обязана объявить личную регистрацию частным лицам (письмо Минфина России от 10 июля 2006 г. № 03-05-01-04 / 206).

Интересным аспектом являются варианты, когда компания не проводит стимулирующую лотерею самостоятельно, а привлекает для ее проведения специализированную компанию - оператора лотереи. В этой версии оператор лотереи по предложению монетарных властей будет признан налоговым агентом (письмо Минфина России от 18 июля 2006 г. № 03-05-01-04 / 215).

Другим широко используемым вариантом рекламной акции является маркетинговая кампания, в которой покупатель получает подарок при покупке нескольких товаров.

В этой версии такой подарок, по сути, не является, как в соответствии с гражданским законодательством, дарение является безосновательным актом (пункт 1 статьи 572 Федерального кодекса Российской Федерации), и при проведении рекламной акции клиент Необходимо установить конкретный критерий для покупки товаров на определенную сумму или на определенную сумму. Как правило, цена таких «подарков» не превышает 4000 рублей и не требует удержания НДФЛ с клиентов - получателей подарков.

Также популярна и такая разновидность стимулирующего мероприятия, когда организована маркетинговая кампания, где цена конкретно инвестируется в упаковку продукта. В такой ситуации, когда цена премий для компании невелика, налоговые риски невелики, потому что, во-первых, нет необходимости сообщать в налоговые органы, если цена премий меньше 4000 рублей, а во-вторых, это Не нужно знать персонализированный учет, так как естественный получатель премии не известен.

При таком подходе необходимо заранее продумать возможные налоговые последствия при планировании маркетингового стимулирования, и тогда меры стимулирования обеспечат удовлетворение и выгоду как для организаторов, так и для участников.

Учет затрат на мероприятия

ООО «Техника» проводит рекламную лотерею. Согласно ее критериям, любой клиент, совершивший покупку с 1 по 31 декабря на сумму не менее 4000 рублей, получит купон. Заполненные купоны воспринимают роль в розыгрыше призов 31 декабря.

Цена основного приза (микроволновка) 10000 руб. без НДС. Цена поощрительных премий - 50 000 руб. без НДС. Цена на изготовление купонов (по типографии) составляла 5000 рублей. без НДС. Типографский режим USN.

Выручка общества за указанный период 4 000 000 руб. Следовательно, большая сумма предполагаемых нормализованных маркетинговых затрат составляет 40 000 руб. Оставшаяся сумма составляет 25 000 руб. (10 000 50 000 5000 - 40 000) не будут приняты к подоходному налогу. Компания придерживается ограниченного подхода и вычитает налог на добавленную стоимость из нормализованных расходов по налогу на прибыль даже в пределах нормы. Из этого типа «входной» НДС по заявленным неприемлемым расходам составит 3600 руб. ((10 000 50 000 - 40 000) руб. × 18%), а с точки зрения воспринимаемых ценностей будет 7200 руб.

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

- 5000 гн. - купоны, купленные у типографии, были зачислены;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

- 60 000 руб. (10 000 50 000) - призы были зачислены;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 10 800 руб. (60 000 руб. × 18%) - отражает НДС. «Ввод»

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10

- 5000 гн. - купоны, переданные участникам лотереи, списываются на расходы;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10

- 60 000 руб. - цена премий включена в стоимость продажи;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68

- 10 800 руб. (60 000 руб. × 18%) - НДС взимается с цены премий;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

- 7200 руб. - предполагается вычесть «налог на добавленную стоимость» в рамках стандарта;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19

- 3600 руб. - амортизация не подлежащего вычету НДС по другим неприемлемым расходам;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

7880 гн. (3 600 25 000 10 800) × 20% - начислено фиксированное налоговое обязательство.

Лотереи налог на прибыль I

Налоговые проверки ужесточаются. Узнайте, как защитить себя, на онлайн-курсе клерка «Налоговые чеки. Стратегия защиты.

Смотрите историю курса от создателя Ивана Кузнецова, налогового специалиста, который ранее работал в ОБЭК.

Заходи, борись и тренируйся. Обучение довольно удаленное, выдают сертификат.